Обычно в 3 года ребенок уже начинает активно говорить и хочет общения с родителями. Но вдруг оказывается, что они не понимают большую часть его речи, да и вообще не способны наладить контакт с малышом. В таком случае вам не помешает ознакомиться с некоторыми правилами и списком тем для общения с маленькими детьми.

 

Нюансы общения

 

Поведение трехлетних детей может «свести с ума» и вызвать неадекватные эмоции. Достаточно часто малыши просто не реагируют на просьбы и указания, а со стороны кажется, что они издеваются над родителями.

Однако это не так. Просто в этом возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Баланс восстановится только в 6-7 лет. Поэтому общение нужно выстраивать, учитывая некоторые рекомендации:

 

Как правильно развивать ребенка в 3 года?

 

Чтобы успокоить ребенка, когда ему слишком весело или страшно, сохраняйте спокойствие сами или хотя бы попытайтесь не показывать свое эмоциональное состояние.

Прежде всего, привлеките внимание к себе, а только потом к своим словам:

присядьте, установите зрительный контакт, положите руку на плечо, скажите ласковые фразы;

высказывайтесь конкретно — говорите короткими предложениями без сложных слов;

откажитесь от приказного тона;

повторите просьбу дважды, поскольку информация в этом возрасте не усваивается с первого раза. Не говорите «ради мамы», «ну хотя бы раз» — это признак бессилия;

избегайте частицы «не»: трехлетние дети ее не воспринимают. Например, вместо «не лезь в лужу» говорите «обходи», замените «не кричи» на «тише, спокойнее».

 

Как правильно развивать ребенка в 3 года?

 

Если просите ребенка выполнить действие, которому он только-только научился, обязательно помогайте ему и не забывайте хвалить.

Для важной беседы, например, об уборке игрушек, выберите подходящее время, когда у обоих будет хорошее настроение, и избавьтесь от внешних раздражителей — выключите ТВ. Не говорите ребенку «нужно» и «не разбрасывай», а аргументируйте свою позицию.

 

О чем говорить с малышом?

 

Тем для общения с трехлетними достаточно много, ведь в это время их жизнь уже насыщена событиями и открытиями. Вот лишь краткий список того, о чем можно говорить с малышом:

о звуках — какие звуки издают машины (мотоциклы), как храпит папа, какой звук самый любимый, а который не нравится;

о животных — в какое животное ты хотел бы превратиться, кто где живет (дома, на ферме, в лесу);

о планах — к кому в гости нравится ходить, куда хочешь сходить, что наденешь на следующую прогулку и что будешь делать во время нее;

о семье — каких родственников, кроме мамы и папы, ты знаешь, как их зовут, чем они занимаются, кого больше всего любишь и почему;

про чувства и эмоции — от чего тебе весело, что пугает и от чего страшно;

о занятиях и играх — что больше нравится: петь или рисовать, во что можно играть на улице, чем будем заниматься завтра;

об окружающем мире — будет сегодня дождь, на что похожа туча, много людей было на прогулке, что ты видел вокруг, как пели птички;

о еде — что больше всего нравится и не нравится, что любишь есть на завтрак (обед, ужин), что приготовим вместе, какая еда вкуснее: кислая, сладкая или соленая;

о времени в детском саду — чем занимались, что ели, как вели себя друзья, что приснилось днем.

Перед ночным сном полезно подвести итоги дня. Кратко обсудите, что больше всего понравилось малышу и чего он больше делать не будет.

Родителям бывает трудно воспринимать неразборчивое детское вещание, поэтому они часто отказываются от тесного общения с малышом. Но психологи советуют не обращать внимания на эту временную преграду.

Нужно обязательно выслушивать все лопотание до конца, без раздражения и высказываний о том, что «я тебя не понимаю». Проявляйте свой интерес к детскому разговору фразами: «Так?», «Да неужели!», «Замечательно!» «Интересно!». Помните, что ребенку нужна практика, и тогда он быстро научиться говорить разборчиво.