Любой ребенок, сам того не понимая, учится быть самостоятельным. Он перенимает от родителей особенности их поведения и действий. Однако с возрастом дети начинают бояться делать первые шаги, чтобы стать самостоятельным, возможно, потому что начинают осознавать степень ответственности за то или иное действие.

 

Причины несамостоятельности малышей

 

Первые шаги на пути к развитию самостоятельности у ребенка могут быть неуспешными. Например, когда у малыша не получается завязывать шнурки, родителям нужно набраться терпения и снова повторять, как это делается родители часто не позволяют ребенку делать что-то самому.

Так, когда ребенок проявляет желание помочь вам отнести тарелки на стол, нужно разрешить ему это сделать. Постоянные запреты заставят ребенка отказаться от самостоятельности и идти на поводу у родителей, понимая, что хорошо, когда его не о чем не просят.

Нередко происходит, что родители слишком опекают ребенка, делая всю даже простую работу за него. Например, не дав ребенку самому надевать одежду, можно развить лень.

Ошибкой являются слова родителей о том, что ребенок взрослый и должен всё делать сам. Такая ситуация может послужить тому, что малыш испугается чрезмерной ответственности за всё и захочет постоянно находиться в стороне.

 

Как научить ребенка дошкольного возраста быть самостоятельным?

 

Как бороться с несамостоятельностью

 

1. Не нужно заставлять ребенка делать что-либо, если малышу сложно, нужно подсказывать ему.

2. Родителям необходимо запастись терпением. Если ребенок долго одевается, не нужно торопить его и ругать, со временем он привыкнет и начнет делать это быстрее.

3. Порой, чтобы сэкономить время, родители начинают помогать ребенку, этого делать не стоит, когда он сделает что-то сам, то будет гордиться собой и желать развиваться.

4. Хорошо выполненную работу или задание необходимо поощрять. Например, хвалить ребенка в его присутствии перед друзьями и близкими.

 

Как научить ребенка дошкольного возраста быть самостоятельным?

 

Игры, помогающие развить самостоятельность

 

Когда ребенок путает левый и правый ботинок и неправильно надевает обувь, можно нарисовать на ней обозначения, чтобы в случае правильного расположения, получалась картинка.

Примером может служить хвост рыбки на одном ботинки, а голова на другом, в результате должна получиться полная рыбка. Чтобы не портить обувь, можно использовать наклейки, которые без вреда удаляются.

Чтобы научиться правильно зашнуровывать обувь, можно взять плотный картон и веревочку, проколоть в картоне дырочки, согласно расположению на обуви, и помогать ребенку тренироваться. Разнообразить обучение можно, нарисовав яблоко и предложив малышку, провести червячка к выходу.

В случаях, когда ребенок не хочет что-то сделать сам, мама может проявить сообразительность. Например, если скажет, что забыла, как это делать, и её нужно научить. Тогда ребенок не сможет отказать, осознав, что только он может изменить ситуацию.

Чтобы запомнить, как сделать бутерброд или заправить постель, можно использовать игру с названием “напоминалка”. Предложите ребенку нарисовать последовательность действий и проверьте лишь результат, если рисунок не правильный, то укажите на ошибку и предложите перерисовать, чтобы в другой раз он мог сам взять рисунок и заправить кровать сам.

Так игры, которые не требуют покупки дополнительного инвентаря и посещений специалистов, могут поспособствовать тому, что ребенок даже не заметит, как станет самостоятельным, ведь всё происходит в форме игры.

Приучать ребенка быть самостоятельным нужно с раннего возраста, иначе потом это качество будет приобретаться гораздо сложнее.